Проект "БУДУЩЕЕ ШКОЛ МОЛДОВЫ"
ЖУРНАЛ «ОБЩЕЕ ДЕЛО»
Жизнь Замечательных Людей
- ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ И УЧЕНИЕ Г.С. СКОВОРОДЫ
- ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ДЖОРДАНО БРУНО.
- ЖИЗНЬ И УЧЕНИЕ РАМАКРИШНЫ.
- ГЕОРГИЙ ФРАНЦИСК СКОРИНА
- ЖИЗНЬ М.В. ЛОМОНОСОВА
- ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ П.А. КРОПОТКИНА
- ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ И.П. ПАВЛОВА
- ЖИЗНЬ СЕРАФИМА САРОВСКОГО.
- Николай Федорович Федоров
- Борис Леонидович Смирнов
- ЖИЗНЬ СВАМИ ВИВЕКАНАНДЫ
Культура и Духовность
- ОТЦОВСТВО И ВОСПИТАНИЕ
ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ - Мирча ЭЛИАДЕ. МИФОЛОГИИ СМЕРТИ: ВВЕДЕНИЕ
- «ГАРРИ ПОТТЕР»:
ДЕТСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОККУЛЬТИЗМУ - ВОПРОС О ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
- М. Элиаде. СВЯЩЕННОЕ ВРЕМЯ И МИФЫ
- ВОПРОС О ЗНАЧЕНИИ ШКОЛ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА И О ПОСЛЕДСТВИЯХ ТАК НАЗЫВАЕМОЙ «ОПТИМИЗАЦИИ» ШКОЛ
- РАССРЕДОТОЧЕННЫЕ ОРГАНИЗМЫ
- Ранние представления о солнечном божестве
в толковинской мифологии русинов Молдавии - Вопрос о самобытности и исконности русской культуры
- «МАХАБХАРАТА» — памятник древней Индии
- Итоги тысячелетий духовных устремлений человека
- Культура древности и современность. Б.Л.Смирнов
- Древнерусский бог ТРОЯН и его чудесная история в толковинских текстах русинов Молдавии*. Ю.В. Иванов
- О БЛОКИРОВАНИИ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ЛИТЕРАТУРЕ, ИСКУССТВЕ И СМИ
История-Археология-Этногенез
- СВЕТЛАНА ЖАРНИКОВА: МЫ КТО В ЭТОЙ СТАРОЙ ЕВРОПЕ?
- ПАСХАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ Н.Ф. ФЁДОРОВА
- ЧУВСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ И МИСТИЧЕСКИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ У ПРИМИТИВНЫХ ЛЮДЕЙ
- Н.Ф. Фёдоров. ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ВЕРТИКАЛЬНОЕ — СМЕРТЬ И ЖИЗНЬ
- МОЛДАВСКАЯ ТРАДИЦИЯ ВСЕМ МИРОМ ЧИСТИТЬ КОЛОДЦЫ КАК ОБЩЕЕ ДЕЛО
- РАЗМЫШЛЕНИЕ О САКРАЛЬНОМ СИМВОЛИЗМЕ МОЛДОВЫ
- ТИАУАНАКО
- В лучах кристалла Земли
- Опыт исследования духовных ритмов истории
- Трипольская культура
- Этническое самосознание русинов севера Молдавии. Ю.В.Иванов
- Ю.В. Иванов. Толковинскй текст «ДО ВЭЫЛЭЫКОГО РАТАТА».
КОНЦЕПЦИЯ ИДЕОЛОГИИ И МИРОВОЗЗРЕНИЯ.
МИФОЛОГИЧЕСКИЕ, ВРЕМЕННЫЕ И ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ.
Этика Животных
- ИЕРАРХИЯ У КРЫС
- История слоних
- МОББИНГ В ЖИВОТНОМ МИРЕ
- ОБУЧЕНИЕ ВЫСШИХ ОБЕЗЬЯН «РАЗГОВАРИВАТЬ»
- Ломехуза или модель умирающего общества.
- Горбатые киты оказались спасителями.
- Слоны плачут?
- Собаки понимают речь
- Альтруизм и Эгоизм...
- Бабочки-вампиры
- Mетропёс
- Вид паразитизма
- Говорящий слон
- Дельфин и помощь людей.
Наука и техника
- АЛКОГОЛЬ НЕОБРАТИМО ИЗМЕНИЛ МОЗГ У МЫШЕЙ
- Засев облаков
- ГИПОТЕЗА ГЕИ
- КАК АУТОФАГИЯ МОЖЕТ СОХРАНИТЬ ЗДОРОВЬЕ И ПРОДЛИТЬ ЖИЗНЬ
- Духовная экономика.
- Багдиры.
- Вред маргарина и других трансжиров
- Великая Рукотворная Река
- Влияние телевизора на детей
- Биоэтанол
- Кто вредитель?
- Бессмертные омары
- Хлеб, которым нас убивают
- Озеленение крыш.
Наш дом-Земля
- А.Л. Чижевский. ГНЕВЫ СОЛНЦА
- ТРАНСГУМАНИЗМ И ЕГО СФАБРИКОВАННАЯ РОДОСЛОВНАЯ
- О ПРОЕКТЕ «НАШ МУСОР С НАМИ» ИЗ СЕЛА РЫШКОВА
- ЖИЗНЬ В СЕЛЕ.
- B. И. Вернадский. АВТОТРОФНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
- Ноосферное строительство планеты в космическом пространстве— это новая эпоха её эволюции и эволюции живого вещества.
- ДВИЖЕНИЕ МААТАИ ВАНГАРИ «ЗЕЛЁНЫЙ ПОЯС»
- Загадки ровестника динозавра
- От астрологии до космической биологии
- Человек и Лес
- Задача Конференции Мира
- Актуальность идеи Н. Ф. Фёдорова об управлении природой в современности.
- РЕЗОНАНСЫ ШУМАНА.
Светлана Галчанская
Потенциал человека
- КРАТКАЯ ИСТОРИЯ КОВИД-БЕЗУМИЯ И ПОПЫТОК СОПРОТИВЛЕНИЯ ЕМУ В МОЛДОВЕ.
- СЕМЬЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
- ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ВАКЦИНАЦИЯ И ЕЁ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ОБЩЕСТВА
- НОВЫЙ ЧЕЛОВЕК НОВОЙ ЭПОХИ.
- АЛКОГОЛЬ КАК МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ОРУЖИЕ САМОУНИЧТОЖЕНИЯ
- Вопрос о пагубном влиянии телевизора, компьютера и других устройств виртуальной реальности на детей и взрослых.
- Любовь — опустевшее понятие или суровый подвиг человечества.
- Гармония через вегетарианство
- Правда о прививках
- Человек, будущее - в твоих руках
- ЙОГА. Б.Л.Смирнов.
- РОД И ИНДИВИДУУМ. «МНЕ ВСЁ ДОЗВОЛЕНО» ИЛИ «Я ОТВЕТСТВЕНЕН ЗА ЦЕЛОЕ»?
- ЭГРЫ КАК ОРГАНИЗМЫ . В.Я. Ткаченко
Роман
- А.П. ПЛАТОНОВ. ЮШКА
- Борхес Хорхе. Тайное чудо
- Андрей Платонович Платонов- НА ЗАРЕ ТУМАННОЙ ЮНОСТИ
- Андрей Платонович Платонов - " ВЗЫСКАНИЕ ПОГИБШИХ"
- А.П. Платонов. ПЕСЧАНАЯ УЧИТЕЛЬНИЦА.
- Леонид Андреев. ПРАВИЛА ДОБРА.
- ДЕТСКИЕ СЕКРЕТЫ. Достоевский Ф. М
- СОН СМЕШНОГО ЧЕЛОВЕКА
Ф.М. Достоевский. - А.Ф.Лосев. ЖИЗНЬ
- «БОБОК» (Ф.М. Достоевский)
- «Сказание о Дхарме»
- «ВЕЛИКИЙ ИНКВИЗИТОР»
- «Корова». Андрей Платонов
Притчи
- В ЧЁМ СЕКРЕТ УСПЕХА?
- Вера матери в своё дитя.
- ДВЕ ЛЯГУШКИ
- ГРУЗ ОБИД
- Диверсия в сказке.
- Притча о зиме и жалости.
- ЛУЧШАЯ КУКУРУЗА
- ЧТО СКАЖУТ О ТЕБЕ
- Святой и змей Нагарджуна и вор
- Подъём, Познавший...
- Взгляд силы
- Как отрекаются от мира
- Вызыватель дождя
- Мудрец и сахар
Замечательные люди в Молдове.
КАРЛ ШМИДТ — НЕПОВТОРИМЫЙ ГРАДОНАЧАЛЬНИК КИШИНЁВА
Талант примара или человек славен трудом.
Наша Родина
- Ю.В. Иванов-ЛЕГЕНДЫ И БЫЛЬ КОСОУЦКОГО МОНАСТЫРЯ
- Ю.В. Иванов ЛЕТОПИСНЫЙ ЧЕРН — ЗАГАДКА ВЕКОВ
- Ю.В. Иванов. «КОПЫТО ТРОЯНА» В ИСТОРИИ ДРЕВНЕЙ МОЛДАВИИ И РУСИ
- Юрий Васильевич Иванов ЦЕРКОВЬ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА В СЕЛЕ ВАДУЛ-РАШКОВ И ЕЁ РАННЯЯ ИСТОРИЯ В ТОЛКОВИНСКИХ ТЕКСТАХ РУСИНОВ МОЛДАВИИ.
- ДРЕВНИЙ ПЕРЕСЕЧЕН: ГДЕ ОНА — МОЛДАВСКАЯ ТРОЯ?
- ДОСТОПРИМЕЧАЛЬНОСТИ САХАРНЫ
- Мощь веков
- Старооргеевское урочище
- Загадки Цыповского урочища
- Урочища и достопримечательности села Рудь.
Наш архив
НАШИ НОВОСТИ
-
Контактная информация
НАШ ДОМ – ЗЕМЛЯ
ЖИЗНЬ В СЕЛЕ
Каждый народ имеет то правительство, которое он заслуживает
Жозеф де Местр
Наверное, у многих городских жителей есть хотя бы небольшой опыт жизни в селе, например, в детстве на выходных или каникулах у своих дедушек и бабушек, у родственников, и этот опыт, как правило, приятный. В детстве всё кажется ярче и радостнее, ещё не известен тот ежедневный труд взрослых, который необходим для обеспечения бытовой жизни, поэтому стремящиеся в село взрослые люди иногда не вполне объективно представляют все положительные и отрицательные стороны сельской жизни. Мы имеем в виду тенденцию переезда городских жителей в село или в отдельные поселения, усилившуюся в конце двадцатого века, которая сохранилась и по сей день, хотя в нашей стране на фоне массовой эмиграции жителей за рубеж это выглядит безумием(1). Как правило, из города бегут те, кто желает вести здоровый образ жизни, дышать свежим воздухом, пить чистую воду, выращивать на своём участке овощи и фрукты без химии, т.е. люди, которым стало невыносимо жить в бетонных клетках, превращающихся летом в духовки, и постоянно слушать шум транспорта и людей.
Четыре года назад мы также переехали в сёло, купив дом и приусадебный участок, и наши читатели уже неоднократно обращались к нам с просьбой рассказать о наших впечатлениях, но вот только сейчас, по-видимому, накопилось достаточно опыта и событий, чтобы получилась вполне законченная статья.
Дом саманный. Но необходимы были некоторые модификации, чтобы адаптировать жилье под наши запросы.
Было вырублено дополнительное окно и обновлен фасад...
...а также проведен водопровод и переделана система отопления. И конечно...цветы под окном!
Переехав в мае, мы сразу начали ремонт нашего старого дома, чтобы подготовить его к зиме, а также форсированную посадку всего, что ещё могло быть посажено. Мы были полны оптимизма и, несмотря на тяжёлый труд, радовались жизни. Больше всего, конечно, радовались дети, для которых переезд был незабываемым приключением. Одно из главных преимуществ сельской жизни для детей в том, что они постоянно в любую погоду находятся на свежем воздухе, причём в отличие от города у них гораздо больше свободы в отношении чистоты одежды и обуви, да и самих себя. Дети могут ходить босиком по земле, траве, копаться целый день в песке, валяться в траве. Конечно, им нужно немного помочь и создать разные игровые и спортивные «станции», причём не обязательно покупать или сооружать что-то дорогое. Это может быть турник, канат, ненужные автомобильные скаты, мячи, а остальное они придумают сами. Дети должны двигаться, играть, познавать мир и радоваться ему. С каким восторгом дети могут выбежать на улицу в одних плавках и бегать под тёплым летним дождём и визжать от радости! Городским детям это редко позволяется.
Другим важным преимуществом сельской жизни, по нашему мнению, является приобщение детей к труду, которым нужно регулярно заниматься. Жизнь в сельском доме без этого невозможна, и дети начинают понимать необходимость ответственности и учатся стратегически мыслить: можно триста раз говорить городскому школьнику: «Учись сейчас, потом у тебя будет хорошая профессия», — но для него более привлекательны компьютерные игры, а процесс перехода школьных знаний в будущую профессию непонятен и далёк; сельские же дети более практичны и видят, как результат их работы весной приносит плоды осенью, если, конечно, с полной ответственностью был произведён уход за огородом и его полив.
Читатели могут упрекнуть нас в идеализации сельского быта и сельхозработ, но это происходит не потому, что мы не знакомы с трудностями таковых, а потому что в наше время работа и труд оказались профанированными и обесцененными. Почему многие сельские жители всегда стремились в город? Потому что город за гораздо более лёгкий труд (торговля, сектор услуг) даёт гораздо более высокую плату, так что у человека даже появляется много времени для досуга, что, впрочем, при культурно-духовной пустоте плохо оборачивается. Ещё русский философ-космист Н.Ф.Фёдоров писал(2) о том, что село кормит город, но город, вместо того, чтобы направить свой интеллектуальный потенциал на помощь селу, занимается созданием безделушек и предаётся праздности и развлечениям(3).
Однако мы несколько отвлеклись от темы детей и полезности сельской жизни. Мы далеко не идеализируем сельскую жизнь и сельских жителей, но считаем, что при правильном подходе село может быть идеальным местом для воспитания детей.
Один из главных пороков современного села — пьянство, из которого происходят все остальные: лень, интеллектуально-духовная ограниченность, невоспитанность, трусость и прочие. Поэтому первое, о чём должны позаботиться родители, намеревающиеся переехать в село, радикальным образом решить в своей семье вопрос об алкоголе, впрочем, сюда можно добавить и другие наркотики. Мы имеем в виду радикальный отказ родителей от спиртного, потому что даже редкие эпизоды выпивки будут поводом для детей попробовать то, к чему их вольно или невольно будут подталкивать сверстники(4).
Далее, вопрос о труде. Многие сельские жители воспринимают ежедневный труд, как каторгу, от которой они были рады бы отлынивать, но досуг по случаю праздника или непогоды, как правило, превращается либо в пьянку, либо в пустое времяпровождение перед телевизором или за сплетнями. Редко бывает, что люди среднего возраста собираются для спортивной игры. Неприязненное отношение к труду передаётся детям и закрепляется как условный рефлекс, особенно если родители во время общих работ криками, критикой и вообще своим настроением отбивают охоту у детей работать. Психологически детям очень трудно выполнять монотонную работу в течение даже очень короткого времени, не говоря уже о том, чтобы пропалывать огород весь день, как порой их заставляют некоторые родители. Если же работу сопровождать какой-нибудь интересной познавательной беседой или игрой, то время для них пройдёт незаметно. Так, прошлым летом, когда выкапывали картошку, двое наших сыновей соревновались, кто соберёт больше, и всё это время смеялись (хотя были и споры на почве справедливости). Когда мы колем дрова, беседуем о том, как устроен мир, и о многом другом. Можно даже проводить настоящие занятия по разным предметам, если вы, например, вскапываете огород, а помощь ваших детей вам в данный момент не нужна. Ваше тело копает, а ум-то свободен! Почему бы не потратить это время на занятие с вашими детьми? Занятия на открытом воздухе очень полезны и для ума, и для тела ребёнка. Если же нет возможности с кем-нибудь провести полезную беседу, то это прекрасный повод привести в порядок свои мысли и поразмышлять в спокойной обстановке. Лучше всего копается (пропалывается, косится) и думается утром, когда многие ещё спят, или вечером, когда мир затихает(5). Может быть, мы так относимся к физическому труду, потому что наша основная деятельность лежит в интеллектуальной сфере, и мы, как говорил И.П. Павлов, просто даём отдых условным рефлексам, активно отдыхаем. Да, но почему тогда занимающиеся физическим трудом не отдыхают, работая интеллектуально, а предпочитают смотреть телевизор, сплетничать или пьянствовать? Наверное, дело не только в этом.
Наш друг и коллега по журналу Ю.В. Иванов, специалист по истории древних русинов, говорил нам, что не так давно, до Великой Отечественной Войны, у многих простых крестьян его села Нагоряны (Рышканский район, Молдавия) в доме была богатая библиотека — целая отдельная комната с рукописями и книгами! Откуда? После окончания полевых работ и наступления холодов мужчины регулярно ходили пешком в Киев и даже в Полоцк, где покупали или переписывали новые книги(6). Вот это паломничество за знаниями! Сейчас есть и книги, и редкая информация в интернете, под носом — бери, учись, но в основном никто не учится(7). Почему? Интеллектуально-духовный голод оказался утолён суррогатом из тупого и пошлого ширпотреба от телевизионной и киноиндустрии. А сколько знаний можно передать детям не во время скучных занятий в душных классах, во время которых нужно неподвижно сидеть и молчать, а на открытом воздухе, когда у тебя под рукой вместо таблиц настоящий живой мир!
Вот, например, цикличность времени. Все знают, что к зиме день укорачивается, а к лету растёт, но не все осознают и замечают, что это связано с ежедневным смещением Солнца по линии горизонта после 22 июня к югу и после 22 декабря к северу: так, если наблюдать, в каком месте садится и восходит Солнце, то видно, что после, например, осеннего равноденствия (когда оно восходит точно на востоке и заходит точно на западе) оно с каждым днём смещается к юго-западу, отчего день становится короче, поскольку оно проходит меньший путь по небу, а 22 декабря доходит до предельной точки и стоит на ней три дня (солнцестояние), а потом опять начинает движение к северу. На полюсах эти два периода превращаются в длинный полярный день, когда солнце вообще не заходит, и в полярную ночь, когда солнца вообще нет на небе. Этот и некоторые другие факты дали повод индийскому учёному Б.Г. Тилаку выдвинуть так называемую арктическую теорию о прародине индоевропейцев, поскольку ещё в древнеиндийской литературе (Брахманы, Упанишады) год делился на светлую половину и тёмную половину. Разумеется, с точки зрения астрономии не Солнце движется, а Земля, но человек и вся природа живёт по солнечному биоритму: мы спим, когда Солнца нет, а когда день растёт, прибавляются и наши силы. А для мифического конкретного мышления каждый год Солнце, доходя предельной точки, умирало и вновь рождалось, умирала и рождалась с ним вся природа, и умирал и рождался с ними человек. Современный праздник Новый год, по сути, является пережитком того большого праздника, который означал возрождение, возможность начать всё сначала с новыми силами.
Возрождение природы становится понятным, когда ты находишься среди этой природы, и ты сам — часть этой природы. Сегодня городской человек оказался оторванным от природы, он не чувствует годового ритма, потому что его деятельность никак не связана с аграрно-метеорологической и космической мистерией(8). Он интеллектуально и профессионально продвинулся, чтобы уметь «жить», но внутренне омертвел и перестал воспринимать настоящую жизнь внутри себя, не знает, откуда он взялся, зачем он живёт и что станет с его нажитым добром.
Казалось бы, такой простой вопрос: «Что такое жизнь?». Как его объяснить детям? Вот головка лука. Разрежешь её пополам, и нет в ней «спрятанной» жизни, непонятно, откуда под действием Солнца и тепла появляется зелёная стрелка новой жизни? Как из брошенного вороной ореха появляется огромное раскидистое дерево? Где записана эта программа роста? Кто её записал? А постоянное перегнивание всего живого и превращение в неорганическую материю и возникновение из этой «неорганической» материи многообразия живых форм? Когда взрослые пытаются ответить на такие «детские» вопросы, они сами получают возможность уяснить для себя мировоззренческую картину, если, конечно, не отнекиваются.
Село в силу большей причастности к природе даёт массу примеров, пробуждающих работу мысли, и умеренный, разнообразный труд только способствует этому. Вот самая наглядная и практическая астрономия-философия для сельских детей: в городе мы слишком поглощены ежедневной суетой и заграждены от неба высотными домами и яркой иллюминацией(9).
А звёздное небо в ясную ночь! Даже если вы выберетесь за пределы города, всё равно городские огни будут вам мешать, в то время как во многих сёлах из-за экономии довольно рано выключают уличное освещение (если вообще оно работает)(10). Над головой раскидывается огромный космос, в котором постепенно вместе с детьми учишься распознавать не только всем знакомые созвездия, но и те, которые никогда даже не думал увидеть на небе: Лев, Телец, Близнецы, Рыбы и т.д., которые сменяют друг друга в течение года. А метеорные потоки? В морозный декабрьский вечер, зная из регулярно публикующихся в интернете карт звёздного неба о пике одного из самых мощных метеорных потоков Гемениды, мы, потеплее одевшись, всей семьёй вышли в наш огород и там, задрав голову, смотрели на созвездие Близнецов, из которых выстреливали яркие трассирующие метеоры, и только мороз и позднее время вынудили нас через полчаса вернуться домой. Дети потом ещё долго обсуждали увиденное и делились впечатлениями со своими сверстниками.
Скептики спросят: «Зачем всё это? Какая от этого польза для «жизни»?». С са?мой практической точки зрения скажем, что у детей от таких занятий гораздо лучше развивается мозг и способность к нестандартному мышлению, возможность применять в своей профессиональной области знания из других наук, то, что так пока ещё поражает западных людей в нас, воспитанников советской системы образования(11). С другой стороны, «непрактической», наше вертикальное положение и отличает нас от животных, обращение взора к небу и стало отправной точкой развития нашего сознания, как утверждал Н.Ф. Фёдоров(12).
Сейчас вместо неба мы обращаемся к различным экранам (компьютер, телевизор, телефон, планшет), что уводит нас на другую эволюционную линию — интеллектуально-скотского человека. «Скотского» в православном смысле слова, т.е. руководствующегося различными инстинктами и пользующегося своим интеллектом только для их удовлетворения. Село проводит в этом плане даже более грубый естественный отбор, чем город, оставляя в качестве интеллектуально багажа лишь знание бытовой психологии, житейской хитрости, а школьные знания — эстетику, культуру — выставляя как ненужные. «Зачем моим детям так напрягаться в школе? Всё равно будут строителями», — так мыслят многие молодые родители в современном селе. В итоге формируется определённый психологический тип сельского жителя. Однако об этом мы расскажем чуть позже, после описания некоторых произошедших с нами событий.
Для познания мира детям нужны игры, и село в этом отношении имеет как преимущества, так и недостатки. Главным недостатком является отсутствие обустроенных детских площадок и спортивных комплексов. Главным преимуществом является свежий воздух, чистая вода и природа, а само дикое состояние местности может истолковываться как преимущество: есть необходимость самим обустроить территорию, что, несомненно, лучше, поскольку собственный труд больше ценится, значит, есть больше поводов оберегать плоды этого труда.
Больше всего, конечно, детям нужен хороший спортивный пример, а ещё лучше организатор, или «аниматор»(13), как сейчас иногда говорят, их спортивных состязаний. Интересен пример нашего друга, учителя русского языка и литературы из другого села (Проданешты), который, несмотря на приближение к пятидесятилетнему рубежу, возраст, в котором многие городские жители устали от жизни и предпочитают валяться на диване, может играть с детьми в футбол и даже в хоккей(14), организовывая при этом для них ещё и небольшой пикник: поиграв с ними и сообщив им «поступательное движение», он на костре готовит для них уху, пока у них развивается огромный аппетит. Разумеется, все также приносят из дома какую-нибудь еду, и после окончания матча начинается скромный пир. Как запомнятся такие игры и беседы за вкусной едой! Вот начало крепкой дружбы, взаимоуважения и справедливости, о которой говорится не только в книгах, но и доказывается в игре и поведением в коллективе. Таких людей у нас в сёлах очень мало, но они всё же есть. О них мы ещё расскажем в данной статье.
Где и во что играли дети у нас в селе, кроме своих дворов? В одном конце нашего села есть спортивная площадка при школе, и туда ходят дети, хотя она плохо обустроенная, в частности, там нет никакого ограждения для мяча(15). В другом конце села дети обычно просто играли на асфальтированной дороге, проходящей через всё село. Иногда они играли в футбол на расположенной чуть выше этой дороги поляне, окружённой холмами и деревьями, соорудив из камней или палок ворота.
Видя такое положение дел, мы выступили с инициативой построить на этой поляне детскую площадку, но у примэрии не было достаточно денег, чтобы помочь нам купить все необходимые материалы. Тогда мы предложили односельчанам вскладчину собрать деньги (по 100 лей с семьи), поскольку они непосредственно должны быть заинтересованы в этом. На этом этапе началось наше настоящее знакомство с психологией сельских жителей. Некоторые односельчане сразу живо поддержали нашу идею, дали денег, обещали участвовать в работах, другим приходилось объяснять, но они всё же согласились, однако были и такие, кто не только не захотел дать 100 лей, но и грубо объяснял свое нежелание. Причины отказа были разные: у кого-то не было детей, другие утверждали, что их дети туда не будут ходить, так как это слишком далеко, третьи считали, что примэрия должна всё финансировать и т.д. С горем пополам нам удалось собрать нужную сумму, примэрия также выделила нам помощь из бюджета, и мы вместе с инициативными родителями установили на поляне футбольные ворота с баскетбольными щитами, а затем турники, брусья, спортивное бревно, песочницы из скатов для трактора, скамейки и скаты вместо скамеек, урну, посадили деревья (орехи, черешни и липу).
Запомнился нам и небольшой пикник, который был устроен после окончания работ. На нём многие молодые родители шумно одобряли эту идею и радовались тому, что у их детей будет место для игры. В воздухе витал дух «общего дела».
Огромная благодарность односельчанам, которые осознают важность идеи спортивной площадки в селе и вложившим в это дело свои средства, навыки и время.
Однако через некоторое время начались претензии. Кого-то из детей кто-то обидел на площадке, кого-то (родители которых не сдавали деньги) другие дети выгнали с площадки, хотя мы говорили, что дети могут сюда приходить независимо от того, сдавали ли их родители деньги или нет, и все претензии родителей почему-то были обращены к нам, причём мы узнавали о них случайно, из разговоров с другими людьми. У некоторых родителей вообще сложилось такое мнение, что раз мы организовали это мероприятие, то мы должны следить за порядком на площадке. Нельзя сказать, что мы этого не делали; мы убирали мусор, ремонтировали поломки, косили траву и даже разбирались в ссорах детей, когда те приходили нам жаловаться на несправедливость со стороны кого-то из них, но мы же не можем находиться на площадке круглосуточно и контролировать всё, что там происходит!
С другой стороны, некоторые взрослые, в том числе и те, кто участвовал в обустройстве площадки, начали рассматривать её как отличное место для распития спиртного, тем более что там есть удобные скамейки. Во время таких распитий взрослые обычно начинают себя неадекватно вести и выражаться, что плохо в любом месте, и тем более на детской площадке, где с точки зрения и этики, и закона этого делать нельзя. Мы несколько раз делали устные предупреждения, но это не помогало. Тогда в один воскресный день, когда мы увидели на площадке очередную алкогольную массовку, мы просто вызвали участкового, который оштрафовал организатора этого мероприятия. Побеседовав с участковым, мы написали на обратной стороне баскетбольного щита информацию о размере штрафа распитие спиртного и порчу имущества площадки, и распитие спиртного прекратилось, но многие сельчане стали на нас косо смотреть. Другие, наоборот, поддержали нас, но сами в открытое резкое противостояние с выпивавшими не вступали. Вот ещё одна характерная черта сельчан: они избегают открытых противостояний, особенно если это лично их не касается, боятся испортить отношения с соседями или родственниками, поскольку жизнь в селе подразумевает общение и взаимопомощь, пусть даже платную, поэтому разрывать нужные связи никто не хочет. Приезжим это почему-то можно. Да, чуть позже нам пришлось дописать на щите, что нельзя нецензурно выражаться на площадке(16), и это касалось не только взрослых, но, как это ни странно, и детей, и подростков, которых, собственно говоря, нельзя упрекнуть в том, что они просто копируют взрослых, и мужчин, и женщин, не стесняющихся так выражаться даже при детях.
Количество косо смотрящих на нас увеличилось после громких разбирательств в школе, причиной которых была директор школы. Предполагаем, что многие сельские жители узнают в нашем случае положение дел и в их школе; мы же пришли к выводу, что произошедшее с нами хорошо иллюстрирует ситуацию во всей стране в целом, и, наверное, во многих других странах. Директором нашей школы оказалась на вид вполне адекватная женщина в возрасте, чрезмерно расхваливающая и школу, и детей, и учителей, и свои достижения, переключающаяся с молдавского на русский всякий раз, как только её словесный поток упирается в неизвестное ей слово на языке предыдущей фразы, впрочем, такое переключение часто происходит и в рамках одного предложения.
При более близком знакомстве выяснилось, что это патологически лживый человек, имеющий в своём «послужном списке» и алкоголизм, и обвинения в краже, и даже более серьёзные проступки. При всех своих недостатках и полной безграмотности, неспособности не только владеть компьютером (что требуется от директоров), но даже и обращаться с другой повседневной техникой, например, телефоном, у неё есть один плюс: она является членом одной из правящих партий, а это серьёзное достижение. Кроме этого, будучи чрезвычайно покладистой и услужливой с вышестоящими чиновниками, она легко может быть использована в различных коррупционных схемах.
Мы всё это стали понимать со временем, по мере того как сталкивались с различными нарушениями и злоупотреблениями и общались с коренными односельчанами, которые давно были в курсе происходящего. В частности, многим было известно, что её подруга, с которой они раньше вместе работали в детском саду и из которого их попросили уволиться родители, поймавшие их на воровстве, регулярно ворует продукты из детской столовой, пользуясь своей полуофициальной должностью завхоза. При этом в столовой не висело меню не то что на неделю вперёд, но и на каждый день, а в отчётных книгах запись велась по методу бандитов из «Кавказской пленницы», которых сыграли Ю.В. Никулин и Г.М. Вицын.
Пределом нашего терпения стал январь 2017 года, когда в течение месяца детям в столовой давали только два типа каши без масла, не говоря уже о мясе, рыбе, овощах и фруктах, а в течение одной недели чай пили только те дети, которые принесли из дома чайные пакетики. Мы написали жалобу на имя Министерства Образования, в которой указали на эти и на многие другие злоупотребления и нарушения директора.
Вот здесь начинается самое интересное. Министерство поинтересовалось, почему мы не обратились в местное РОНО, на что мы ответили, что имеем веские основания подозревать их в укрывательстве, поскольку с их ведома и продвижения в конкурсе на должность директора победил безграмотный и не отвечающий другим требованиям на эту должность человек. И тогда Министерство не могло сделать ничего иного, как отправить нашу жалобу в РОНО, которое направило в нашу школу фарсовую комиссию, приехавшую без предупреждения для родителей, но с предупреждением для учителей. Впрочем, это не совсем так. Некоторые родители, которые должны были выполнять роль защитников «оклеветанного» руководства, были оповещены заранее. В итоге комиссия нашла: всё в нашей школе идеально, нет никаких нарушений, меню замечательное, уроки проводятся в соответствии с требованиями, а нам сказала по секрету, что если ещё будут такие жалобы, то нашу школу закроют.
А что же родители? Общественное мнение? Разве может такая вопиющая несправедливость оставаться безнаказанной? Вот здесь нас ждало уникальное открытие, которое разъяснило нам причины торжества несправедливости и зла не только у нас в селе, но и во всей стране. Страх! Самый банальный, необоснованный страх за себя, за своих детей, которых заклюют обиженные учителя(17) и директор. Слухи о возможном закрытии школы начали распространяться ещё до приезда фарсовой комиссии, поэтому почва была подготовлена.
Наше село маленькое, у каждого жителя куча родственников, и началась самая настоящая информационная война, в которой ресурсы были не на нашей стороне, хотя у нас был также серьёзный ресурс — правда, которая взывает к совести людей. Но на правду люди реагируют по-разному, и по этому критерию мы после этой истории даже разделили людей на четыре типа.
Первый тип — это люди бессовестные и ограниченные. Они часто не понимают несправедливости, не могут анализировать и сопоставлять факты, легко верят слухам, общаются с распространяющими их бессовестными людьми, но даже если бы они и понимали неправду, они бы попустительствовали ей.
Второй тип — люди с совестью, но ограниченные. Под ограниченностью мы подразумеваем не владение какой-то современной интеллектуальной информацией, пользование современными технологиями, а неспособность к трезвому рассуждению и саморазвитию. Это в целом неплохие люди, добрые, отзывчивые, но не способные распознать ложь и дезинформацию, а поэтому легко поддающиеся внушению. В качестве ограничителя их понимания текущего момента может выступать не только разум, но и страх, впрочем, неизвестно, что первично, страх или отсутствие разума(18). Если таким людям объяснить истинное положение дел и их совесть пересилит страх, то они встанут на сторону правды. На протяжении многих поколений привязанные к земле, к своему дому, зависящие от работодателя и живущие от зарплаты к зарплате люди в сёлах развили в себе определённые качества, одно из которых является трусость и страх перед чиновниками, начальниками, страх, часто парализующий совесть.
Третий тип людей — люди умные, но бессовестные. Такие люди руководствуются только своей выгодой и могут лгать, молчать, лицемерить, лишь бы им было хорошо. В нашем случае, если бы дело запахло керосином, они бы сразу переметнулись на нашу сторону, набросившись на тех, кого они раньше защищали.
И четвёртый тип людей — люди умные и совестью. Таких в людей в селе очень мало, но они всё же есть, и их главная слабость — неспособность к объединению с себе подобными, потому что хотя совесть в них достаточна развита, у них могут быть разные ограничители: тот же страх, родственные отношения и т.д., и их активность прямо пропорциональна той степени, в которой их совесть перевешивает эти ограничители.
Были ли такие люди у нас в селе? Некоторые почти дотянули до того, чтобы открыто поддержать нас, и мы знаем об этом из разговоров с ними, но всё-таки не осмелились. Министерство Образования закрыло это дело «за отсутствием состава преступления», хотя при желании можно было раскопать не только мелкое воровство, но и более серьёзные схемы(19). Чего-то мы всё-таки добились? Уроки в классах-комплектах проводятся, как следует, меню сразу изменилось и вполне разнообразно, завхоз-нелегал была уволена, в очаг педикулёза были направлены медицинские работники и многое другое, о чём не обязательно писать в данной статье, но главное люди поняли, что не нужно бояться отстаивать свою правоту, поняли, что их молчание использовали как согласие с проводимой чиновниками политикой, а некоторые люди поняли, что их подставили.
Если внимательно разобраться в этой ситуации, можно понять причины, по которым наша страна так бедно живёт: везде есть эти четыре типа людей, и коррупционное правительство, которое благодаря попустительству первых трёх типов, обогащается за счёт народа, как директор и завхоз обогащались за счёт детей(20).
От нашей истории в школе получила начало другая показательная история — с местной церковью. Дело в том, что в нашу школу через вышеупомянутого директора начали проникать представители общественной организации «Micul Samaritean» («Маленький Самаритянин»), являющейся баптисткой сектой. Прикрываясь благотворительной помощью, они преследуют свои цели по вербовке новых членов. Без какого-либо согласия родителей детей во время учебных занятий по отдельности фотографировали и куда-то записывали их имя и фамилию(21), читали лекции, из которых дети (а потом и их родители) узнавали, что Иисус жил в Америке, и проводили присущие сектам коллективные манипуляции: станьте в круг, поднимите руки и т.д., после чего детей даже попросили повторять слова какой-то молитвы.
В один из приездов данной организации прямо в здании школы был организован осмотр и лечение зубов всех школьников (почти 100 человек), который осуществлялся одним врачом и его ассистентом. Городские стоматологи позавидовали бы такой эффективности. Мы не знаем, насколько компетентен был тот стоматолог восточноазиатской внешности, но у одной из девочек вместо больного был вырван здоровый зуб.
За все эти действия в городской школе возмущенные родители подали бы на них в суд, но здесь нужда и алчность(22) затмили у взрослых разум и адекватное восприятие реальности. На этот раз наше обращение в Министерство Образования, объяснение родителям вообще не возымело никакого действия: представители РОНО сообщили в Министерство, что у данной организации есть контракт (правда, не с нашим селом или школой) на организацию таких мероприятий, а мы жалуемся «из-за личной неприязни» к директору школы.
И вот на этом этапе нашим союзником вдруг стал местный священник-монах, молодой, образованный и достаточно начитанный человек, который усмотрел в действиях сектантов и угрозу популярности православной церкви в селе(23). Мы пообщались и решили провести собрание в сельском клубе, чтобы разъяснить жителям села, в первую очередь родителям, ту угрозу для детей, которая исходит от участия в мероприятиях сектантских организаций. В числе вопросов был и вопрос о плохом посещении местной церкви, что жители села объяснили недоверием к священнослужителям, в частности, они рассказали, что предыдущий настоятель церкви (также не местный житель) мог позволять себе выпивать в баре вместе с завсегдатаями, грубо разговаривал с мамами, которые не могли успокоить плачущих в церкви детей, но главное — присвоил себе деньги (около 6 тысяч лей), которые местные жители собирали на строительство церкви. А этого они уже никак не могли ему простить.
Мы предложили разобраться в этом вопросе и написать письмо на имя местного епископа с подписями жителей, причём новый настоятель вообще не должен был в этом участвовать. Поначалу он был не против, и пока составлялось письмо, мы продолжали общение, в том числе после посещаемых служб, но вскоре епископ узнал о наших намерениях (мы подозреваем, что через самого настоятеля), и настоятель прямо после службы поставил прихожанам следующий ультиматум: либо мы забываем о присвоенных деньгах, но сохраняем настоятеля и церковь, либо нам возвращают деньги, но церковь закрывается и настоятель переводится в другое село.
Знакомая ситуация? Это же история со школой! Руководящий орган, опасаясь огласки и публичных обвинений своих подчинённых в злоупотреблениях, использует слабость людей, их страх и отсутствие сплочённости, для закрытия дела. Мы так и сказали об этом настоятелю, заметив, что он зря четыре раза читал роман «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова, в котором одним из лейтмотивов является фраза: «Трусость один из самых худших пороков».
После робких попыток возмущения, прихожане повиновались, письмо никуда не было отправлено, но популярности от этого у церкви не прибавилось, в результате чего настоятель всё-таки был переведён в другой приход, а к нам стал приезжать священник из соседнего села. Очень похоже на перестановки «засветившихся» членов правительства.
Зачем мы рассказали все эти истории? Вовсе не для того, чтобы потешить любителей латиноамериканских сериалов(24). Эти истории просто очень хорошо иллюстрирует психологию людей, их взаимоотношения и отношения с властью. Основная масса людей осуждает злоупотребления чиновников и священнослужителей, но лишь единицы, оказавшись в их положении, не стали бы делать то же самое. Люди очень сильно подвержены различным страхам, в частности страху потерять средства к существованию, из-за которого они поступаются своими принципами. За годы экономической «шоковой терапии», рекомендуемой МВФ странам с переходной экономикой, когда многие люди теряли работу, не получали по полгода-год зарплату, когда выключали электричество и газ, население было выдрессировано так, что людей практически не интересует, чтo происходит в обществе, каково будет их будущее, чтo они могут делать сообща, чтобы его улучшить, потому что их мысли сосредоточены только на своём благосостоянии: «главное, чтобы в моём доме было тепло и сухо». Они способны на сострадание, сочувствие, понимание происходящего, но за пределами их дома они не желают отстаивать справедливость.
Поглощенностью лишь своими заботами и многолетней «жизненной» муштрой также объясняется пассивная позиция людей в отношении вырубки деревьев и выброса мусора. Как безжалостно вырубаются местными жителями окрестности! Мы понимаем, что отчасти их толкает на это нужда и отсутствие приличной зарплаты, и это также вина правительства, которое довело их до такого состояния, но они же просто варварски поступают! В окрестностях многих сёл вырубались и вырубаются даже здоровые ореховые гиганты из лесополос, рощи, заброшенные сады и парки, а под Новый Год также молодые сосны и ели(25). При этом практически не проводятся дни озеленения, во всяком случае, так, как это проводилось раньше или как это проводится в столице или в больших городах. А потом мы жалуемся на то, что меняется климат, уходит вода из колодцев и родников, а от засухи фермеры теряют урожай!
Вопрос о мусоре в селе также относится к категории общей ответственности властей и сельчан. Да, сельские жители поставлены в такие условия, что им некуда выбрасывать мусор, но у людей нет даже желания совместного решения этого вопроса! Нет понимания долгосрочных последствий вреда сжигания или выброса мусора в самом селе или в его окрестностях. Лишь сёла наподобие Цынцарен (Новоаненский район), в которых взрослые люди и дети повально болеют от накопившегося за годы мусора, отравленной воды и земли, в полной мере понимают суть текущего момента(26). А вот рядовому человеку из другого села, регулярно сжигающему пластик в мусорном баке возле своего дома или на мусорной куче и задымляющего порой на всю ночь всю округу, никак не понять страданий родителей из Цынцарен, дети которых тяжело больны из-за той же проблемы, и он не понимает, что он также вносит свой вклад в отравление взрослых и детей из своего села. Некоторые скептики скажут, что сортировка и вывоз мусора не снимает проблему: она только перемещается в другое место. Да, но это хотя бы первый этап понимания вреда мусора, и если оно будет массовым, то массовым будет и требование решения этой проблемы, от которого властям уже нельзя будет просто так отмахнуться(27).
Но пусть наши читатели не подумают, что мы лишь ругаем наши сёла и живущих в них людей. Есть очень много достойных удивления примеров, и на фоне такого негатива они сияют, как бриллианты, рассыпанные кем-то на обгоревшей стерне. Мы периодически следим за публикуемыми в новостях материалами и собираем информацию от наших друзей и знакомых о заслуживающих внимания людях, предпринявших что-то необычное для улучшения жизни в своём селе, и намереваемся их посетить, чтобы лучше узнать об их жизни и причинах, побудивших их не только остаться в нашей стране, в селе, но и помогать односельчанам и стране в целом.
Вот хотя бы несколько примеров. В селе Михулень (Шолданешстский район) местный священник отменил все тарифы на церковные службы, в результате чего посещаемость церкви многократно возросла. Люди продолжают делать пожертвования, но это происходит добровольно. Священник смог этого добиться благодаря тому, что кроме работы в церкви, он, будучи также и инженером по профессии, трудится в своей небольшой фирме(28). Он даже смог взять кредит в банке на установку в церкви кондиционеров, что привело к экономии церковного бюджета: отпала необходимость покупать дрова для отопления.
Далее, другой интересный человек — преподаватель физкультуры и тренер секции шашек в школе села Гэлешть (Страшенский район) Георгий Иванович Лунгу. Несмотря на пенсионный возраст, Георгий Иванович благодаря здоровому образу жизни и отсутствию вредных привычек отлично выглядит и полон энергии. Воспитанники кандидата в мастера спорта достойно сражаются не только с городскими сверстниками, но и занимают призовые места на чемпионатах мира! Георгий Иванович видит в селе огромный потенциал, и помогает единомышленникам (таким же сельским учителям, как и он) принимать участие в республиканских турнирах.
Это лишь некоторые примеры, но практически в каждом селе есть люди, которые могут даже и не иметь образования (хотя и образованных людей в наших сёлах предостаточно), но у них есть какая-то внутренняя чистота, порядочность, верность своим принципам, даже гордость аристократов, и с ними гораздо приятнее общаться, чем с каким-нибудь городским интеллектуалом, обладающим огромными знаниями, но вызывающим духовное отвращение из-за внутреннего тления(29).
Встреча и разговор с сознательными людьми действуют ободряюще, поскольку понимаешь, что именно благодаря таким людям слoва и дела, а не красивым фразам из книг и уст киноактеров, в обществе сохраняются человеческие ценности, и у такого общества есть будущее. Вот такие люди и работают на будущее, поскольку, оставаясь верными своим принципам, они передают свою непростую эстафету детям. Кроме этого, следует сказать, что при появлении вполне конкретного дела, посильного лишь коллективу людей, необходимость участия в котором не вызывает сомнений, например, тушение пожаров, очистка колодцев и родников, уборка кладбища или ремонт церкви — сельские люди гораздо более сплочённы, чем городские жители.
Как хотелось бы, чтобы эта сплочённость также касалась стратегических и менее материальных вопросов, которые отнюдь не менее важны: работа школы и разных образовательных и спортивных кружков, вопросы окружающей среды, вопросы о культурном и духовном развитии села, вопрос о жизни и взаимоотношениях людей по совести. Хотелось бы, чтобы любящие этот край жители, не мыслящие себя за его пределами, узнавали друг о друге, общались и объединяли силы для общего дела. Мы хотим надеяться, что наш журнал и организация будут этому способствовать, мы же открыты для нового общения и дел.
Редакция журнала «Общее дело».
1. Нужно оговориться, что под селом мы понимаем не пригород, а достаточно удалённое от большого города поселение, в котором люди очень хорошо знают друг друга, общаются и участвуют в общественных делах.
2. Н.Ф. Федоров. Вопрос о братстве, или родстве, о причинах небратского, неродственного, т.е. немирного, состояния мира и о средствах к восстановлению родства. Записка от неучёных к учёным, духовным и светским, к верующим и неверующим. Собрание сочинений в 4-х тт. Т. 1. М.: «Прогресс», 1995.
3. Интересно, как некоторые городские жители, торгуясь на рынке, с возмущением осуждают фермеров, приехавших продать свою продукцию, за высокие цены, не имея ни малейшего представления, сколько нужно труда для её выращивания. И они искренне не понимают, почему они не правы, как не понимают своей ошибки те, кто говорят, что мы можем развивать лишь сельское хозяйство, потому что у нас хорошая земля, а остальное развивать нам не нужно. Но уже румынский экономист М. Манолеску показал, что при свободной торговле между исключительно аграрной и исключительно индустриальной страной последняя будет обогащаться, поскольку ресурсы индустриальной страны при возможности импорта любого сырья неограниченны, в то время как аграрная страна рано или поздно дойдёт до предела своих возможностей. При этом нужно учесть и всевозможные стихийные бедствия, которые также влияют на урожай сельхозпродукции, но не влияют на продукцию фабрик и заводов. То же самое происходит при торговле города и села, и «умные» сельчане не хотят выступать в роли экономических рабов, поэтому они направляются в город и примыкают к экономическим «господам».
4. Вопрос об алкоголе детально рассматривался в прошлом выпуске журнала «Общее Дело» в статье «Алкоголь как многофункциональное оружие самоуничтожения».
5. Сегодня это не всегда так, поскольку, напившись, сельчане включают громкую музыку, причём каждый хочет превзойти соседа. Музыка может играть до утра, и поражаешься терпению (или трусости?) соседей, которые не делают никаких замечаний. Для спокойной жизни рекомендуем переехавшим в село постараться найти общий язык с соседями и договориться о режиме тишины.
6. К сожалению, после прихода Советской власти такие библиотеки активно уничтожались, а владельцев ссылали в Сибирь.
7. Сейчас в интернете столько полезной информации, что она могла бы дать людям возможность сделать самый настоящий эволюционный рывок: многие знания, которыми раньше владели единицы, теперь широкодоступны. Однако путь к ним в интернете лежит через множество «соблазнов», на которые отвлекается основная масса людей. Интернет в этом отношении можно сравнить с ядом: в малых дозах он полезен, а в больших убивает. Поэтому главной добродетелью в работе с ним является распознавание.
8. Хорошо иллюстрирует оторванность городского человека от природы его отношение к дождю: практически все офисные работники, с которыми нам приходилось общаться, очень расстраивались, когда шёл дождь, особенно если по прогнозу он случался на выходные, которые оказывались для них испорченными. Сельский житель, как правило, радуется дождю, потому что буквально физически ощущает нехватку влаги в земле, сопереживая страдающей от засухи растительности.
9. Некоторым городским жителям, живущим на последних этажах высотных домов в этом плане больше повезло: им могут открываться замечательные виды на много километров вперёд, так что их квартира может казаться настоящей наблюдательной вышкой, но беда в том, что суета города не располагает к наблюдениям — искусственные огни и шум перекрывают естественную красоту.
10. В сёлах гораздо чаще выключают свет в связи с непогодой или ремонтными работами, и тогда село погружается в настоящую тишину, чем-то напоминающую те далёкие времена, когда в домах вообще не было электричества и люди зажигали свечи или лампадки, чтобы выполнять бытовые дела или читать. Благодатное время живого огня! Наши дети после первого случая долгого отключения электроэнергии находились под таким впечатлением от «жизни при лампадке», что мы ещё несколько вечеров подряд сами организовывали «отключение света».
11. Работая над статьёй о М.В. Ломоносове для данного выпуска журнала, мы наткнулись на мысль о том, что именно благодаря своему энциклопедизму он смог сделать великие открытия даже в тех областях, где он был любителем, поскольку обладал смелостью соединять и синтезировать знания из разных направлений науки и свой жизненный опыт.
12. См. его статью из рубрики «История – археология – этногенез» данного выпуска журнала.
13.Что буквально означает «тот, кто оживляет». Раньше у нас такой человек назывался «массовик-затейник».
14. Психологически он намного моложе своего биологического возраста, что не может не влиять на его физическое самочувствие и работоспособность.
15. Село находится между большими холмами, и площадка находится на крутом спуске, поэтому мяч часто далеко укатывается с поля. На площадке в тёплое время года по выходным взрослые играют в волейбол, что заслуживало бы одобрения, если бы не сопровождающие «спорт» нецензурная лексика и выпивка, приносимая из расположенных неподалеку двух баров или из дому.
16. Перефразируя слова из песни «Безъядерная зона» группы «Кино», можно сказать, что мы объявили нашу площадку «безматерной зоной».
17. Некоторые учителя были вовлечены в различные нарушения и злоупотребления, поэтому нагло, смотря нам в глаза, лгали, выгораживая себя и директора в присутствии фарсовой комиссии. Так, ещё до нашей жалобы в Министерство Просвещения более года (а может быть, и больше, потому что мы не сразу об этом узнали) дети, которые занимались в классах-комплектах — первый класс с третьим, а второй c четвёрым — по инициативе классных руководителей и с ведома директора обучались в разных классах: двадцать минут преподаватель находился сначала в одном классе, а затем 20 минут в другом. Преподаватели сначала пытались нам объяснить, что так более эффективно, что дети получают индивидуальные задания, короче, пытались нам пустить пыль в глаза, но быстро поджали хвост, когда Министерство Просвещения сказало, что это недопустимо. Не говоря уже о нулевом эффекте от такого преподавания (какой школьник будет сам делать задания, когда в классе нет учителя?!), это нарушение правил безопасности в школе, за соблюдение которых и за жизнь учеников отвечает учитель. При фарсовой комиссии провинившиеся учителя с невинным взглядом отвечали, что это было всего один раз в виде пробы.
18.El sueno de la razon produce monstruos, что в переводе с испанского означает « Сон разума рождает чудовищ».
19. Если бы нас поддержали хотя бы несколько родителей, этому делу был бы дан совершенно другой ход. А так РОНО объяснило Министерству Просвещения, что наши жалобы якобы возникают на почве личной неприязни к директору школы, которая является замечательным человеком и специалистом. [Во время подготовки этого выпуска журнала история получила продолжение, и те родители, которые годом ранее чуть не дотянули до того, чтобы открыто поддержать нас, в этом году высказали руководству школы всё, что они думают о злоупотреблениях и клевете на нас.]
20. Одна односельчанка на наш вопрос: «Вас не возмещает, что директор ворует?», — ответила: « Если бы я была на её месте, я бы ещё больше воровала». То есть речь идет о «системной ошибке», как говорят компьютерщики, — человек, находясь на низкой социальной ступени, кажется этически вполне нормальным (он не ворует или ворует в мелких масштабах, потому что не может делать это по-крупному), но при получении высокого поста, скрывавшееся в нём зло также умножается, так что он теряет человеческую сущность и может присваивать себе деньги голодающих людей и даже убивать людей ради этих денег.
21. Они объясняли это необходимостью отчётности: чтобы каждый из благодетелей смог выбрать того школьника, которому он хотел бы помочь. Звучит убедительно.
22.Дети получали гуманитарную помощь в виде рюкзаков, некачественных калош, школьных принадлежностей.
23. Мы положительно относимся к православию, которое, несмотря на многочисленные злоупотребления и аморальность многих его представителей, по-прежнему является источником моральной и духовной поддержки сотен тысяч людей, и без него современное общество, особенно село, в очень короткие сроки пришло бы в упадок. Вопрос об истинных мотивах посещающих церковь людей также важен, но носит второстепенный характер. О значении религии в современном мире мы поговорим в отдельной статье следующего выпуска журнала.
24. Сравнение уместно, потому что наше село маленькое и мы не переставали удивляться вскрывавшимся по мере нашего знакомства с сельчанами их родственным и прочим связям, которые проясняли непонятные нам до этого причины нежелания людей вступать в противостояние с их кумовьями, нанашами, дядями и т.д.
25. Если бы у нас в стране была практика покупать новогоднюю ель или сосну в горшке и потом высаживать её в специально отведённое место, то уже через какие-нибудь 10–15 лет у нас были бы огромные хвойные леса. Почему бы Министерству окружающей среды не создать такой проект?
26. На мусорную свалку в этом селе, работающую с 1990 года, вывозится весь мусор из Кишинёва, и жители неоднократно протестовали против этого, в том числе перекрывая трассу Кишинёв-Бендеры. В последний раз в 2017 году между столичными и местными властями опять был достигнут какой-то компромисс, и мусор продолжает вывозиться.
27. В январе 2018 года мы узнали, что наши знакомые, живущие в селе Рышково (Оргеевский район) начали кампанию против загрязнения мусором своего села. Была создана группа на фейсбуке, было записано несколько видеообращений к участникам группы и к общественности, проходили переговоры с местными властями, в рамках которых были достигнуты некоторые результаты. Радует, что наших знакомых поддержали многие жители села.
URL: https://www.facebook.com/hashtag/gunoidinnoi?source=feed_text
28. Вопрос о получении священниками дополнительной профессии очень важен, ибо, получая доход не от церковной службы, они были бы менее «пропитаны денежными мыслями» при исполнении последней, ведь им необходимо не только обеспечивать её своё существование и существование своей семьи, но регулярно платить налог на деятельность своего храма в митрополию. У некоторых священников может даже возникать условный рефлекс: новый прихожанин — дополнительный источник дохода.
29. В этом году было решено дополнить журнал рубрикой, которая совмещала бы черты рубрик «ЖЗЛ» и «Наша Родина». Каково будет название этой рубрики, мы ещё не знаем, но уже сейчас ясна её необходимость, как для читателей, так и для тех, кого мы будем посещать, чтобы рассказать об их, может быть, и маленьком, но подвиге.